г. Пермь, ул.Монастырская 12, офис 504, тел. (342) 206-08-08





Подразделы

Подписаться на новости:


Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:
Имя

Фамилия

E-mail

Подписаться Отписаться   


О Нашем Центре

Мы постарались совместить в нашем центре высокое профессиональное обслуживание с уютной атмосферой, не вызывающей ассоциаций с больничными коридорами. Только в нашем центре есть специалисты, работающие с детьми начиная с двух лет. При этом у нас нет возрастных ограничений. Наши специалисты, способны помочь как детям, так и взрослым.

Главная » Рекомендации » Помощь при заикании

Помощь при заикании

Очень часто пациенты обращаются к нам по поводу имеющегося у них или их детей заикания. При кажущейся со стороны простоте проблемы, справиться с ней не так просто. Большинство логопедов предпочитают не брать в работу детей с заиканием. И этому есть вполне обоснованное оправдание: никакое из имеющихся нарушений речи не связано так с обстановкой в семье и не зависимо так от окружающего пациента мира, как заикание. Кроме того, именно заикание является самым непостоянно проявляющимся дефектом, с явлениями рецидива и ухудшения состояния в разгар коррекционной работы, когда, казалось-бы, оно должно исчезнуть окончательно и бесповоротно.

        Однако помочь лицам с заиканием или, точнее сказать, с логоневрозом, возможно. И непоследнюю роль в этом могут сыграть окружающие заикающегося человека люди, а также – он сам.

        Первое, что нужно помнить: проявления заикания всегда связаны с несовершенным функционированием нервной системы. Часто родители, рассказывая о причинах появления заикания у ребёнка, говорят: «Его собака напугала». Однако собаки «пугают» многих людей, а заикание возникает далеко не у всех.

         Прежде всего, нужно вспомнить, не было ли у Вашего ребёнка каких-либо отклонений в ранние сроки развития, в первые годы жизни. В это время начинает более активно функционировать нервная система ребёнка, реагируя на окружающую среду. Благодаря общению с близкими людьми у малыша появляются первые речевые реакции. У некоторых детей речевое развитие происходит несколько быстрее, чем определено возрастной нормой, у других – медленнее. К сожалению, для прогноза появления заикания оба варианта не очень благоприятны. Радость и тщеславие родителей, перегружающих своих детей в 2-3 года информацией, разучивающих с ними непомерно большие стихотворения, часто и довольно жестоко наказывается природой появлением у «одарённых» малышей заикания. Аналогичная картина может возникнуть и при форсированном устранении задержки речевого развития. Причина этого – несовершенство моторики ребёнка, невозможность управлять речевыми органами в соответствии с имеющимися желаниями и потребностями. Помню малышку, которая в два с половиной года рассуждала о том, что «человек является активной биосистемой». Правда, её рассуждения периодически прерывались паузами, во время которых она на пару минут просто застывала с раскрытым ртом.

         Вторая причина, которая часто приводит к появлению заикания – стрессовое состояние. И особенно – хроническое. Ссоры в семье, разные требования к детям, предъявляемые родителями: со стороны отца – суровые, со стороны матери – излишне мягкие; чрезмерная строгость учителя и нежелание учитывать реальные возможности и психические особенности ребёнка тоже могут спровоцировать появление заикания. Вспоминается ситуация с одной из пациенток-школьниц. У девочки наблюдалось заикание  во время уроков английского языка. При чтении, рассказывании и беседах на русском языке, девочка свободно управляла своими артикуляционными органами и могла говорить без проявления заикания. Но как только начиналось чтение или пересказ текста на английском языке – появлялись множественные судороги, мешающие девочке говорить. При беседе с мамой выяснилось, что та мечтает вырастить из дочери  переводчика и внушает ей, что для этого надо обязательно иметь пятёрку по английскому. Учитель английского языка, не обладая должным терпением и тактом, упорно ставил ребёнку «четыре», а то и «три», объясняя, что девочка слишком медленно отвечает и на уроке нет времени ждать, когда та сможет преодолеть судороги. В результате, ребёнок с тяжелейшим неврозом попал в больницу.

        Ещё одно наблюдение: студент фармацевтического вуза обратился с жалобами на заикание. При беседе с ним выяснилось, что тот по ночам  подрабатывает на складе, где хранится фармацевтическая продукция. После дежурств у него резко ухудшалось состояние речи, вплоть до полной невозможности говорить. Перегрузка нервной системы, отсутствие полноценного отдыха в сочетании с действием химических препаратов оказали молодому человеку плохую услугу – крайне осложнили процесс общения. Мы рекомендовали найти пациенту другую работу: в дневное время и не связанную с воздействием на организм химических препаратов. После этого был проведён курс коррекции речи, который  помог ему преодолеть имеющиеся нарушения.

        Очень часто заикание может спровоцировать быстрая речь ребёнка или окружающих его взрослых. Старайтесь сами говорить медленнее, чётко проговаривать слова, не «глотая» окончаний – показывайте пример ребёнку. А если тот прибежал к вам и, захлёбываясь, рассказывает о своих впечатлениях, деликатно остановите его, сошлитесь на неотложное дело, а минут через 5-10, когда малыш успокоится, вернитесь к разговору. Попросите его говорить спокойно, не торопясь. Объясните ребёнку, что так Вы лучше понимаете то, о чём он говорит.

           В речи заикающихся людей специалисты выделяют судороги. Именно они и мешают говорить. Судороги подразделяются на клонические, когда пациент повторяет звуки или слоги (ка – ка – карандаш) или тонические. Во время их человек как бы застывает на какое-то время не в силах что-либо произнести. Могут наблюдаться также смешанные судороги. Судороги возникают в артикуляционном, голосовом или дыхательном аппарате.

И только специалист  поможет разобраться в причинах и месте их появления,

в особенности  протекания, а также подсказать способы, которые помогут Вам или Вашему ребёнку избавиться от подобных проблем. Помните, дорогу осилит идущий. Желаем успеха!

 

Дерунова Т.Ю.